Мария Волошина

Динамика PSY-игр

Все, что важно знать про проведение игр, динамику игр и участников
Что вас ждет в этой статье?
1
"Три двери"
Три важных этапа проведения игры.
2
Сложный участник игры
Обсудим с вами кто такой "сложный участник игры" и что с ним делать
3
Групповая динамика игры
Поразмышляем над энергией групповой игры и какие игровые механики помогут ее поддерживать.
1
Три двери
Считаю, что игру важно провести в практике "три двери". Когда к нам на игру приходит клиент в первый раз, то он чаще всего находится в неопределенности и в голове много шума.
И наша задача провести клиента через эти три двери: "Пространство", "Разум" и "Сердце".
М. Волошина
Первые мысли участника на игре, вполне могут быть такими.
В начале дайте участнику возможность оглядеться и прочувствовать пространство. Дайте ему ощутить вашу теплоту и что здесь безопасно.
Каким образом?
- Присаживайтесь! - предложите выбрать место участнику, где он хочет играть за столом.
- Расскажите участнику, где можно раздеться, где можно помыть руки.
- Предложите чай/кофе.
- Расскажите, что его ждет дальше или обозначьте, что скоро присоединяться и другие участники.

Далее, когда все будут собраны, расскажите о себе как об эксперте, об игре, для чего она предназначена, какие задачи решает, как она создавалась или как вы ее выбирали.
После, очень важно проговорить правила игры, и заметить в каком состоянии находятся участники.

На динамику группы влияет энергия и время.
Состояние каждого отдельного участника влияет на группу в целом, и на групповую динамику.
Групповая динамика - это процессы взаимодействия членов малой группы. Так как участники игры взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, которые влияют на результаты игры, на саму группу и на время игры.

Среди этих процессов есть важные для динамики психологических игр:
  • встреча участников игры по интересам (участников объединяет какая-то одна тема (деньги, отношения, здоровье);
  • принятие групповых решений;
  • сплочение и конфликты в группе;
  • воздействие на поведение.
Наша задача, как ведущего игры, уметь влиять на динамику группы, то есть на состояние участников, чтобы в итоге был результат у участников и были соблюдены временные рамки.
2
Сложный участник игры
Поэтому, из выше сказанного, лучше когда участник находится в двух состояниях: спокойном и энергичном.

Как вы можете влиять на это?

  • Спокойный участник
    Чтобы участник был в спокойном состоянии, более ровном можно предложить ему перед игрой или во время игры:
    • медитация (на Youtobe их много)
    • МАК-карту для размышления
    • дышать
    • порисовать
    • в начале игры всем дать карту-послание
  • Энергичный участник
    Чтобы участник был в энергичном состоянии, и продолжал его поддерживать и дальше:
    • давать роли (наблюдать за тем, чтобы все выполнили правила, например), или кому-то дать задание следить за временем.
    • включать в игру групповые действия (давать ресурсы, получать/отдавать деньги, выполнять задания в группе).
    • разделить группу на маленькие подгруппы (2-3 чел).
    • предлагать участнику обсуждать и генерить идеи по его карте МАК.
Эти и другие динамические действия помогут держать группу и не сталкиваться с самым большим страхом многих игропрактиков: встреча со сложным участником.
Сложный участник - это чаще участник, который попал в какое-то свое эмоциональное состояние, например сопротивление, он злится, нервничает или демонстрирует какое-то другое поведение, которое не ждет от него ведущий игры.
М. Волошина
Что делать?
  • уточнить у самого клиента (не фантазируйте про него): "Вижу что вы как-то переживаете? Что именно вас расстроило?"
  • исходя из ответа сложного клиента, вы можете предложить ему например, карту МАК, чтобы немного переключить его переживания на рефлексию
  • можно также предложить дышать, порисовать, или соответствующее состоянию упражнение. Т.о. вы не оставите клиента в его переживаниях, но и не дадите его отрицательной энергии влиять на динамику игры.
  • также можно предложить клиенту выписать все на лист бумаги или обсудить этот кусочек после игры.
Также к сложным клиентам можно отнести участников:
  • участник с регалиями/эксперт/авторы другие игр. В таких случаях, можно просить помощь, например, "Как вы считаете, как автор игр/эксперт в такой-то области, что может помочь нашему участнику в данном вопросе?". Или давать роль в игре, например "независимый эксперт".
  • участник-говорун. Таким участникам задавайте закрытые вопросы, напоминайте про тайминг, про динамику.
  • участник - молчун. Таким участникам задавайте более открытые вопросы, вовлекайте в группу и в игру.

Все эти взаимодействия с группой и с конкретными участниками, соблюдение правил игры и управляя энергией группового поля, отвечая на задания и ходы игры, вы взаимодействуете на уровне второй двери - "Разум".

3
Групповая динамика игры
Как уже выше писала, каждое состояние участника группы, и ведущего тоже, влияет на энергию и групповую динамику игры.
В процессе игры участники обмениваются энергиями, и ведущему важно занимать более нейтральную позицию, т.е. наблюдателя.
Часто бывает так, что после игры ведущий чувствует усталость, тошноту, мутное сознание, нет энергии, упадок сил. Это может быть, что ведущий вложил много своего в поле группы, или забрал чужого от участников.
Часто можно услышать, такую фразу: "Вывел игру на своей энергии!".
Или, например, ведущий игры "попал" в роль "Бога!", "Спасателя", "Помогатора" и считает, что у него миссия, и тут же он автоматически включается в треугольник Карпмана.
По закону этого треугольника он пройдет все его стадии "Спасатель - Жертва-Агрессор".
Также и участники, последовавшие за ведущим в этот треугольник, пройдут все его стадии и, в конце концов, обесценят ведущего и результаты игры, что естественно - так как они или не получат результат или, что еще хуже, получат негативный результат.

Если брать законы физики, то здесь работает второй закон термодинамики - ведущий проходя роли в треугольнике Карпмана, увеличивает хаос в системе, тем самым, повышая энтропию себе и игрокам.
И думаю уже можно подходить к третьей двери и плавно ее закрывать. Эта дверь - "Сердце!"
Все групповые процессы, подведение итогов игры важно озвучивать на игре, давать этому место и оставлять в поле игры.
На этом этапе можно делать пару ходов: "Котел" и "Рюкзак".
В зависимости от энергии группы и от состояний учеников игры выбирайте ход, а иногда можно и оба применять.
  • Ход "Котел"
    Участникам в состоянии сопротивления, то есть сложным клиентам рекомендуется и посвящается.
    Суть: нарисуйте на листе бумаги котел или возьмите емкость (тарелку, миску, коробку) и назначьте ее "котлом". В этот котел участники бросают все, что "нахватали" на игре, все от чего хотелось бы избавиться. Все это участники пишут на маленьких листочках и бросают в котел, где оно все сгорает.

    Далее обсуждаем свои состояния и чувства. Вывод.
  • Ход "Рюкзак"
    Рекомендуется всем участникам в конце игры этот ход пройти.
    Рисуем на листе бумаги (на общем листе) или каждый у себя "рюкзак". Или берем мешочек и кладем в центр стола.
    Суть: на листочках участник выписывает все то, что он возьмет с собой с игры, и что будет в своей жизни применять, пробовать и тестировать.
    Это своеобразный чек-ап после игры. Обычно резюмирует и повышает уровень энергии участников игры.
На этой ноте хотелось бы завершить свой рассказ про групповые процессы и динамику.
Как вам было читать мой текст?)) Буду рада вашему мнению, если поделитесь в моем чате или в комментариях.
Закрытый чат игропрактиков
Буду рада вашему мнению и обсуждению в закрытом чате
Made on
Tilda